Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО? Оформление и особенности использования

Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО, его оформление. Преимущества и недостатки, стоимость, проверка на подлинность. Возможные проблемы с электронной страховкой.

Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО? Оформление и особенности использования

01.09.2020 Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО? Оформление и особенности использования

Электронный полис ОСАГО – это страховка, которую можно оформить онлайн, не выходя из дома, на сайте страховой компании. Срок действия документа в 2020 году – 3-12 месяцев. Если авто зарегистрировано не в России – от 15 суток и более для временного перемещения.

Что такое электронная страховка ОСАГО?

Автострахование в электронном виде является аналогом бумажного документа, имеет юридическую силу. Главное отличие между ними – отсутствие бланка Гознака.

Постановление № 567 о его оформлении было подписано Правительством РФ 2 июня 2015 года, закон вступил в силу 1 июля. До 1 октября 2015 года водители имели право только продлевать документ через интернет, а после – и оформлять.

Сначала не все страховые компании предоставляли услугу оформления полиса онлайн, но с 1 января 2017 года Центральный банк РФ обязал их обеспечить гражданам возможность приобретения электронного варианта.

Сразу после оформления электронного страхового полиса ОСАГО на ваш email присылают документ в формате *.pdf. Бланки не у всех страховых агентов одинаковые: есть белые, голубые и т. д. Обязательное требование – серия ХХХ, которая отсутствует на розовом бумажном полисе.

Полис может выглядеть так:

Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО? Оформление и особенности использования

Специалисты рекомендуют пользоваться онлайн-оформлением еще и потому, что это исключает вероятность навязывания дополнительных услуг менеджерами при личном визите в офис.

Плюсы и минусы электронной страховки

За 5 лет существования онлайн-страхования пользователи выделили следующие преимущества этого метода:

  • отсутствие необходимости брать с собой бумажный оригинал;
  • снижение риска утраты документа, а при потере распечатанной версии копия быстро восстанавливается – не придётся ехать в страховую компанию, достаточно снова распечатать PDF;
  • экономия времени – не нужно лично присутствовать в офисе (особенно актуально для жителей отдалённых от города посёлков);
  • самостоятельный выбор дополнительных опций;
  • оформление осуществляется без выходных;
  • получение ОСАГО вне зависимости от региона (в некоторых областях нет той или иной страховой компании).

Несмотря на большое количество плюсов, существуют и недостатки:

  • водителям-новичкам услуга недоступна, так как личные данные уже должны быть внесены в базу РСА;
  • необходимость самостоятельно вводить множество информации;
  • при совершении ошибки полис будет считаться недействительным – придётся оформлять новый и снова платить (страховые компании такие действия расценивают как предоставление ложной информации);
  • инспекторы ГИБДД дольше проверяют электронный полис (можно сделать распечатку для ускорения этого процесса);
  • возможно возникновение проблем при оформлении из-за сбоев в компьютерных системах.

Оформление страховки онлайн

Вне зависимости от того, какую страховую организацию вы выберете, принцип оформления единый для всех – выбор вида, расчет, оплата, получение документа.

Действия поэтапно:

  1. Найдите надёжную страховую компанию и её официальный сайт. Если вы в чём-то не уверены, проведите сравнение по условиям и стоимости предоставления услуги (каждый сайт имеет онлайн-калькулятор).
  2. Зарегистрируйтесь, введя личные данные – Ф. И. О., дату рождения, номер телефона, электронную почту. Получите код, завершающий процедуру.
  3. После открытия страницы автострахования заполните предоставленную форму, указав необходимые сведения. Обязательно перепроверьте введённую вами информацию на точность.
  4. Оплатите услугу при помощи терминала или онлайн-банкинга.
  5. Получите документ на email.

Электронный страховой полис ОСАГО вступит в законную силу на 4-й день после получения его на электронную почту. Об этом говорит Указ ЦБ России № 4723.

В режиме онлайн осуществляется и продление полиса. Делать это можно за 60 и менее дней до окончания срока действия текущего документа. 

От чего зависит стоимость?

Цена на оформление полиса ОСАГО зависит от основного тарифа и коэффициентов. Каждая страховая компания вправе устанавливать ставки на свое усмотрение, но они не должны превышать законодательно установленных пределов – 2746-4924 рублей.

Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО? Оформление и особенности использования

Стоимость рассчитывается по формуле – ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС × КН × КП, где ТБ – базовый тариф, а коэффициенты расшифровываются так:

  • территориальный – КТ;
  • срок страхования – КП;
  • нарушения – КН;
  • бонус-малус – КБМ;
  • возраст/стаж – КВС;
  • ограничения – КО;
  • мощность двигателя – КМ;
  • сезонность – КС.

Краткое описание значений коэффициентов:

  1. Мощность мотора. До 50-ти лошадиных сил (л. с.) он равен 0,6, до 150 л. с. – 0,9, а свыше этого значения k=1,6.
  2. Региональность. В зависимости от области регистрации начисляется территориальный коэффициент, который зависит от степени риска и частоты ДТП. Например, в Москве и Санкт-Петербурге он равен 2,0, в Подмосковье – 1,7, в Смоленской области – 1,2, в Волгоградской – 1,3, а в Чеченской Республике – 0,6.
  3. Стаж/возраст. Чем старше и опытней водитель, тем меньший коэффициент применяется, так как риски попасть в дорожно-транспортное происшествие ниже.
  4. Количество аварийных ситуаций. Если за время вождения владелец автотранспорта ни разу не попал в ДТП, ему полагается за каждый безаварийный год скидка в 5%. Максимальная за 10 лет – 50%.
  5. Количество водителей. При неограниченном количестве людей, пользующихся машиной, применяется коэффициент 1,8. Если же в полисе ОСАГО перечислены конкретные люди, имеющие право управлять машиной, он снижается до единицы.
  6. Время действия документа. При оформлении на срок до 9 месяцев k=0,5-0,95, свыше этого срока k=1.

Какие льготы предоставляются?

Отдельные категории водителей могут рассчитывать на льготы:

  1. Инвалиды 2 группы, пенсионеры, участники ВОВ и пострадавшие в Чернобыле имеют право на оплату только 50% стоимости полиса.
  2. Есть категория людей, которые вообще не приобретают полис, так как в случае ДТП за ущерб платит Моторное бюро. Это инвалиды 1 группы, которые самостоятельно управляют транспортом (или другой водитель в их присутствии) и инвалиды ВОВ, которые лично водят автомобиль.

Страховые компании должны выполнить все обязательства перед льготниками после предоставления документа о причастности к льготной группе. Необходимые условия: машина должна быть в собственности, а объем двигателя внутреннего сгорания не может превышать 2500 см³.

На машине, частично или полностью освобожденной от оплаты страховки, запрещено заниматься коммерческой деятельностью (перевозить пассажиров, грузы).

Какие нужны документы для оформления?

Стандартный набор для получения страхового полиса ОСАГО включает в себя:

  • паспорт гражданский и на транспортное средство (ТС);
  • регистрационное свидетельство на ТС;
  • диагностическая карта техосмотра;
  • водительское удостоверение.

В электронную базу данных Российского союза автостраховщиков нужно внести такие данные:

  • модель, марку и год выпуска автомобиля;
  • мощность мотора;
  • государственный номер авто;
  • дату выдачи, номер и серию регистрационного свидетельства и диагностической карты.

При безлимитном типе ОСАГО не требуются данные о водителе, в иных случаях эти сведения необходимо вносить.

Нужно ли распечатывать полис?

Ранее водитель обязан был предоставить инспектору ГИБДД распечатанный полис ОСАГО. 2 января 2020 года ввели разрешение на предъявление документа в электронном виде. Поэтому владелец ТС решает сам, печатать его или нет.

Что представляет собой электронный страховой полис ОСАГО? Оформление и особенности использования

Специалисты рекомендуют делать бумажную копию полиса (это ускорит время проверки), а электронную версию хранить в памяти смартфона – на случай, если сайт с личным кабинетом будет недоступен.

Если у водителя на момент проверки отсутствует интернет или нет с собой распечатанного документа, можно продиктовать инспектору VIN-код или госномер машины. Эти сведения позволят представителю власти проверить информацию о полисе в базе данных.

Как проверить подлинность полиса?

Не все площадки, предлагающие электронные страховые полисы ОСАГО, имеют на это право. На просторах интернета есть множество сайтов-мошенников, которые завуалированы под официальные веб-ресурсы страховых компаний.

Если водитель по своему незнанию или неопытности владения компьютером случайно попал в руки аферистов, он получит фальшивый документ. Если таковой обнаружат работники ГИБДД, водителю придется заплатить штраф.

Чтобы избежать подобных ситуаций, достаточно сделать проверку подлинности полиса. РСА предоставляет такую платформу, она расположена по адресу https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm.

Возможные проблемы при использовании электронного ОСАГО

Так как виртуальная система оформления электронного страхового полиса ОСАГО ещё совершенствуется, иногда возникают трудности со входом при проверке или получении документа.

Другие неприятности, с которыми могут столкнуться владельцы застрахованных автомобилей:

  1. Инспектор ГИБДД требует бумажный полис. На основании законодательства страны он обязан проверить документ в электронной версии. Если работник полиции отказывается это делать (некоторые могут выписать штраф), автовладелец вправе обратиться в суд.
  2. Длительность проверки. Бывает, что нужная страница не открывается или нет доступа к интернету. В этом случае лучше возить с собой распечатанный вариант или сохраненный документ в памяти телефона.
  3. Не прислали код подтверждения при оформлении. Довольно часто письма от страховых компаний попадают в папку «Спам» – проверьте её. То же может случиться, если указан неправильный адрес.
  4. Полис не прошел проверку РСА (АИС). Причина – ошибки при заполнении формы. Решение проблемы – перепроверить и исправить введённую информацию.
  5. Не получается провести оплату. Возможно, на сайте банка или страховой компании технический сбой. В этом случае можно повторить попытку позже или обратиться в поддержку.

Электронный страховой полис ОСАГО – современный подход, который экономит время и нервы водителя. Главное – своевременно заняться оформлением, найти официальный сайт страховой компании и правильно ввести свои данные. Это позволит избежать недоразумений.

Поделиться новостью в соцсетях: